#

english/русский

Найти:

Версия для печати

Хозяйственные споры. Арбитраж


Главная »  Наша специализация » Хозяйственные споры. Арбитраж

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПОРЫ. АРБИТРАЖ


Разрешение хозяйственных споров

В спорах, как на войне, слабая сторона разжигает костры и устраивает сильный шум,
чтобы противник решил, будто она сильней, чем есть на самом деле.
Джонатан Свифт

К сожалению, не всегда на практике предприниматель достигает цели, предусмотренные заключенным с контрагентом договором. Может подвести контрагент или сам предприниматель по ряду причин становится правонарушителем (срыв сроков, оплаты, поставки и т.д.). В результате возникает конфликт, который может перерасти в судебные баталии. Предпринимательская деятельность, объективно основанная на риске, всегда сопряжена с подобного рода эксцессами. К ним надо быть готовым, их надо заранее планировать и управлять ими.

Мы уже говорили, что планирование и оптимизация договорной работы существенно снижают риск возникновения хозяйственного спора. Однако, в большинстве случаев клиенты к нам обращаются уже на стадии, когда, как говорится, «грянул гром»: поставлен некачественный товар, заказчик не принимает и не оплачивает выполненные работы и т.д. В такой ситуации важно не потерять время, быстро сориентироваться, оценить обстановку, перспективы развития ситуации и действовать.

Даже в ситуации, когда надо защищаться (например, к клиенту предъявлен иск), лучшей защитой всегда является нападение. Процессуальному противнику надо показать, что и его визави является сильным, расчетливым противником. Любой спор похож на войну, где побеждает не всегда сильнейший объективно. Главное быть сильным в нужном месте и в нужный момент. Силы противника тоже являются небезграничными и эти силы можно измотать не только юридически, но и психологически и экономически. Например, когда противник понимает, что даже выиграв спор он ничего не получит, то боевой дух его армии сильно падает. Это надо использовать в переговорах и в итоге можно прийти к компромиссу в виде мирового соглашения. Кстати, последнее очень приветствуется судьями и они сами зачастую психологически склоняют стороны к необходимости завершения спора мирным путем.

В хозяйственных спорах важнейшую роль играют доказательства, которые стороны используют в качестве своих доводов и контраргументов. При этом следует помнить, что главными доказательствами в арбитражном суде являются письменные доказательства – договоры, соглашения, накладные, акты, справки, переписка, документы об оплате и т.д. Без них в суде делать нечего и они не могут быть восполнены ничем. Для сравнения: такое средство доказывания как показания свидетелей на практике встречается крайне редко и оно носит только вспомогательный, дополняющий, уточняющий характер, не более. Именно поэтому в спорах важно оценить свою и противника доказательственную базу. В большинстве случаев в удовлетворении исков отказывается по одной простой причине: истец не доказал размер убытков, суммы долга, факта неисполнения ответчиков договора и т.д., т.е. все упирается в доказательства.

Если доказательств нет или их не хватает, то их надо собрать, восстановить, наконец, «придумать». Любой судебный процесс – это игра, где побеждает тот, кто хорошо сыграет. Не всегда выигрывает тот, кто прав, выигрывает тот, кто смог доказать, что он прав. Это краеугольный камень стратегии судебного спора. Вот почему в хозяйственных спорах важно проработать стратегию спора, провести разведку боем, выяснить сильные и слабые стороны противника, его доказательственную базу. В суде же необходимо виртуозно оперировать и даже манипулировать фактами, высвечивая одни и затемняя другие. Порой посредством аргументов, очень похожих на правду или вопросов, вводящих противника в тупик, можно вести его в заблуждение, дезориентировать его, создать в стане противника смятение, тем самым взяв инициативу в свои руки.

Кроме того, очень важно психологически склонить на свою сторону судью, а для этого есть тоже масса инструментов. Для этого необходимо сформировать о себе «правильное» мнение, создать имидж прекрасного оратора, высококвалифицированного, компетентного специалиста, отлично знающего свое дело, надо вызвать к себе уважение как у суда, так и у процессуального противника, надо быть очень убедительным и никогда не нести чушь. Одним неверным действием можно сломать построенное здание уверенности и авторитета. этого нельзя допускать. Необходимо все документы готовить как по форме, так и по содержанию грамотно, красиво, доступно. Кстати, с оригинальными примерами оформления процессуальных документов Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе нашего сайта.

Напомним, что в арбитражном суде развернутый протокол судебного заседания не ведется и очень важно свою позицию до суда донести в письменной форме очень подробно, внятно, доходчиво и, конечно, убедительно. Все ходатайства, дополнения к иску, отзывы, письменные доказательства, аргументы должны быть представлены в суд и другой стороне заблаговременно. Следует знать, что документы и доказательства, не представленные в суд первой инстанции в большинстве случаев уже не могут быть представлены в апелляции и кассации. Поэтому надо знать меру в тактике оперирования доказательствами и аргументами, надо не опоздать, но и спешить тоже не надо. В общем, в любой войне надо уметь действовать по обстановке, обладать даром предвидения, интуицией. Это настоящее искусство.

В зависимости от сложности, многоэпизодности, запутанности дела и других факторов мы всегда, прежде всего, оцениваем перспективы спора, ведь порой вести войну бессмысленно. К сожалению, клиент к нам приходит иногда слишком поздно, когда уже вынесены судебные акты и они вступили в законную силу, когда эти акты содержат выводы и устанавливают факты против клиента (следует помнить, что подобные акты имеют преюдициальное значение, то есть они не доказываются вновь и их трудно оспорить), когда пропущены сроки для обжалования и т.д. В такой ситуации стоит всерьез задуматься об эффективности и экономической целесообразности дальнейших процессуальных действий.

Мы всегда оцениваем необходимость и степень нашего участия в судебном процессе. Бывает, что мы только готовим иск или отзыв на иск, готовим правовую и фактическую аргументацию, а клиент сам выступает в процессе. Если спор не сложный и цена иска невелика, то клиенту проще и выгоднее поступить именно так. В большинстве случае выясняется, что возможности переговорного процесса с контрагентом далеко не исчерпаны, что можно убедить или принудить его к совершению необходимых действий, заключить с ним мировое соглашение, заставить оплатить долг. При этом надо умело оперировать имеющимися аргументами, в числе которых юридические занимают далеко не первое место. Очень важна психология и экономика. Например, в одном из споров благодаря грамотной тактике мы смогли заставить должника – учреждение добровольно оплатить долг нашему клиенту. При этом мы дали понять директору учреждения, что договор, который был заключен с нашим клиентом в обход хозяина учреждения, является ничтожным (мнимым), что репутация директора, мягко говоря, сильно пострадает, если хозяин узнает о финансовых махинациях директора за спиной хозяина. В общем, директор не стал «выносить сор из избы», был нешуточно напуган и на следующий день произвел оплату.

Очень часто спор разрешается после недолгих переговоров, в которых контрагенту представлены просто убийственные доводы неправомерности его действий. Кстати, не последнюю, а где-то даже решающую роль играют подготовленные нами юридические заключения.

Нередко разрешение споров приобретает очень своеобразный и далеко не юридический характер, когда очень неправильного должника, что называется, приходится загонять как волка. Например, должник может увести все свои активы на другую фирму, представить ситуацию так, что он, дескать, банкрот. В таких ситуациях необходимо использовтаь так называемый административный ресурс: подключать правоохранительные органы, возбуждать уголовные дела (мошенничество, фиктивное банкротство, незаконное предпринимательство и т.д.), административное производство, инициировать налоговые, таможенные проверки, контрольно-ревизионные мероприятия, выходить на акционеров фирмы, создавать им соответствующие проблемы. Как говорится, законных способов воздействия на должников есть немало и все определяется только воображением, творческим подходом, инициативой и готовностью клиента вести серьезную игру.

Как видим, вариантов нашей помощи и участия в деле может быть великое множество. Чаще всего клиенты нам предоставляют максимум полномочий, полностью вверяя спор в наши руки. Это предполагает и максимальную ответственность, но признаемся честно, что в сложных, масштабных и долгих судебных спорах это самый эффективный способ защиты интересов предпринимателя. Подобного рода дела имеют и совершенно иную психологическую атмосферу: проблема клиента становится как бы нашей личной проблемой и мы относимся к ее разрешению соответственно.

Как правило, мы не занимаемся подготовкой только одних процессуальных документов (иск, отзыв, апелляционная жалоба и т.д.), да и, признаться, не ориентированы на такую форму взаимодействия с клиентом в его же интересах. Как показывает наш опыт, чисто формальная работа неэффективна в первую очередь для самого клиента, который впоследствии понимает, что он нуждается в помощи и на последующих этапах: судебный процесс, обжалование, исполнительное производство.

Особых успехов мы добились в спорах, вытекающих из договоров строительного подряда; поставки, аренды, оказания услуг, перевозки и экспедирования, в спорах о признании сделок недействительными, спорах, связанных с переменой лиц в обязательстве, о взыскании неосновательного обогащения, вексельных спорах. По сути, это наиболее часто возникающие на практике споры и накопленный нами огромный опыт в таких делах вполне закономерен.

В заключение хочется сказать, что чаще всего клиент видит нашу работу как вершину айсберга. Вся основная масса рутинной работы: обработка документов, анализ фактов, обобщение судебной практики, претензионная работа с контрагентом, переписка, переговоры с ним, составление процессуальных документов, заявление ходатайств, взаимодействие с судьей, бессонные ночи и т.д. – для клиента не видна. Но именно она составляет основное содержание наших услуг в разрешении хозяйственных споров, именно она является ключом к победе. При этом в своей работе мы всегда используем суворовский принцип: брать не числом, а умением. Мы хотим, чтобы клиент это изначально понимал и был готов к совместной борьбе, рискам неудач, тактическим потерям и имел терпение, выдержку, веру в победу и запас прочности, ведь спор требует наличия определенных ресурсов. Отсутствие же веры в победу и боевого духа уже означает поражение. Этот китайский принцип военной стратегии одинаково справедлив и для хозяйственных споров.




Наверх
Афоризмы

Там где правила игры не позволяют выиграть, английские джентльмены меняют правила.
Г. Ласки

Дизайн: Наталия Ермакова

 
Адрес: Россия, 620219, Екатеринбург,ул.Мамина-Сибиряка, 85-309.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 350-93-27, 350-93-55,
E-mail:info@ardashev.ru

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»