26 Август 2008
В последнее время наряду с войной в Южной Осетии в кулуарах власти живо обсуждается вопрос о снижении НДС с 18% до 12%. С одной стороны, это связано с высказываниями Президента на эту тему и с его обещаниями в ходе предвыборной кампании, а с другой — является отражением давно накопившегося недовольства бизнеса сложностями, связанными с уплатой этого налога.
Вопросы налоговой политики всегда следует рассматривать с двух точек зрения — и с позиции бизнеса, и с позиции бюджета. Перевес в какую-либо сторону может привести к определенным последствиям: превышение оптимального уровня налоговой нагрузки создаст чрезмерное давление на бизнес, а при чрезмерно низкой налоговой нагрузке отрицательные последствия (сокращение «продуктивных» расходов, увеличение дефицита) перевесят положительные.
Минфин смоделировал три сценария при снижении ставки до 12%: цены падают на 6 п. п. — всю выгоду получат потребители; на 3 п. п. — ее делят потребители и производители; цены остаются прежними — всю выгоду получают производители. Потери казны колеблются от 0,8% ВВП (403,9 млрд руб.) до 1,5% (750,8 млрд).
Минэкономразвития же считает, что бюджет потеряет в 2010 г. 1,1 трлн руб. Но благодаря росту ВВП, поступлений по другим налогам, собираемости НДС и при компенсирующем повышении акцизов в 2012 г. потери консолидированного бюджета обнулятся.
В докладе Минфин последовательно спорит с доводами о пользе снижения НДС для экономики и бизнеса. Инвестиционная активность не вырастет, пишет финансовое ведомство: НДС не взимается с инвестиций. А если снизятся цены, основную выгоду получат потребители. Собираемость НДС тоже не вырастет: обеление оборотов обернется для бизнеса ростом других налогов. К тому же в России коэффициент эффективности НДС и так вырос с 48,9% в 2003 г. до 51,8% в прошлом и соответствует среднеевропейскому.
Высокотехнологичным отраслям с большой долей добавленной стоимости реформа тоже не очень поможет, так как премия будет распределена между компаниями и потребителями, продолжает Минфин. Сумма НДС вообще не зависит от доли добавленной стоимости в цене продукции, а снижение НДС ослабит тарифную защиту национальной экономики.
НДС существенно удорожает инвестиции: сейчас предприятия вынуждены привлекать дорогой заемный капитал и снижение НДС позволит им инвестировать из собственных средств и удешевит кредиты, возражает советник министра экономразвития Сергей Беляков.
Бизнес тоже думает иначе, даже государственный. Союз машиностроителей, возглавляемый руководителем «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым, в письме премьеру Владимиру Путину обещал, что без снижения НДС Россия не сможет развиваться по инновационному пути, и жаловался на чрезмерную нагрузку по НДС для отрасли. Четко высказываясь за снижение НДС или хотя бы за сохранение действующей ставки ЕСН, представители бизнеса утверждают, что в противном случае товары и услуги будут дорожать, а часть коммерсантов вернется к “серым” зарплатам.
В минувшую пятницу в Ново-Огареве на совещании по доработке концепции долгосрочного развития страны премьер-министр Владимир Путин поручил Минфину и Минэкономразвития за месяц согласовать позиции по налоговой и пенсионной реформам. Однако эти позиции по-прежнему полярны.
Однако Минфин России все же согласился на снижение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 17 процентов. При этом Минэкономразвития все равно добивается снижения ставки налога до 12 процентов. На размышления у ведомств есть время до 22 сентября, когда будут окончательно согласованы параметры “Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года” с учетом реформ здравоохранения, пенсионной и налоговой систем - к этому сроку премьер-министр Владимир Путин потребовал от правительства договориться по НДС.
Вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин в прошедшие выходные летал в Сочи, чтобы обсудить вопрос о снижении НДС с президентом Дмитрием Медведевым. Ведомство Кудрина возражает против снижения НДС, что с подачи Минэкономразвития стало одним из основных предвыборных обещаний Медведева.
По мнению Минэкономразвития, в 2009 году из-за снижения НДС до 12% доходы бюджета упали бы на 1,1% ВВП (0,55 триллиона рублей), но затем потери стали бы снижаться. Минфин также полагает, что из-за снижения ставки в 2009 году потери бюджетной системы составили бы 1,84% ВВП (0,95 триллиона рублей). Однако Минфин полагает, что, начиная со второго года, потери от снижения НДС не начнут сокращаться.
Чтобы не разгонять инфляцию, компенсируя потери за счет нефтедолларов, придется или снижать госрасходы, или повышать другие налоги. Минфин предлагает и варианты компенсации потерь от снижения НДС, например, повышение акцизов втрое, или повышение ставки налога на прибыль с 24 до 31%.
новость выложил
руководитель Департамента PR-сопровождения проектов
Ирина Абакумова