#

english/русский

Найти:

Версия для печати

О разграничении составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.3 и ст. 16.2, ч. 1 КоАП РФ


Главная »  Опыт »  Юридические экспертизы » О разграничении составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.3 и ст. 16.2, ч. 1 КоАП РФ

Поводом к проведению настоящего юридического исследования составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.3 и 16.2, ч. 1 КоАП РФ, явилась неопределенность в вопросе о том, нормами какой из указанных статей КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение перемещения через таможенную границу РФ физическими лицами товаров, предназначенных не для коммерческих целей, в количестве, превышающем допустимый размер, установленный для льготного упрощенного порядка во исполнение положений ст. 109 ТК РФ, Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденными Приказом ГТК РФ от 24 ноября 1999 г. N 815 (Далее Правила Приказа ГТК № 815).[1]

При проведении настоящего исследования использовался метод сравнительного анализа составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.3 и ст. 16.2, ч. 1 КоАП РФ.

В качестве источников позволяющих определить составы исследуемых правонарушений использовались нормы Таможенного Кодекса РФ, иные федеральные законы, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативные акты Государственного Таможенного Комитета РФ (ГТК РФ).

Исследование проводилось с учетом Методических рекомендаций по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), направленных в нижестоящие таможенные органы Письмом ГТК РФ от 30.09.2002 г. № 01-06/39049 (далее по тексту Методические рекомендации).

В результате проведенного юридического исследования указанных норм КоАП РФ, сделан вывод о том, что отличительные свойства указанных составов административных правонарушений, позволяющие их отграничить друг от друга, проявляются в двух элементах состава административного правонарушения – объекте и объективной стороне.

Раздел I. Разграничение по объекту административного правонарушения

Доктринальное определение понятия объекта административного правонарушения состоит в том, что под ним (объектом) понимается охраняемое государством в виде привлечения к административной ответственности общественное отношение, которому причиняется вред вследствие совершения определенных действий (бездействия) лицом (правонарушителем).[2]

1.1. Объект административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ

Анализ диспозитивной части статьи 16.3 КоАП РФ позволяет выявить, что данной нормой охраняются общественные отношения, складывающиеся по поводу защиты экономических интересов РФ, в целях которой установлены административные меры, направленные на достижение данной цели, ограниченные своим применением сферой внешней торговли. Кроме того, диспозиция статьи расширяет круг охраняемых отношений, охватывая отношения, связанные с запретами и ограничениями, установленными в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ.

Для правильного определения объекта рассматриваемого административного правонарушения представляется необходимым достичь определенности в понятиях запрета и ограничения, что позволяют сделать нормы Таможенного Кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ТК РФ ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 21 ТК РФ, на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.[3]

Таким образом, под ограничением по смыслу ст. 16.3. КоАП РФ, являются меры, предпринятые РФ в целях защиты своих экономических интересов, а также являющихся их составляющей экономических интересов российских физических и юридических лиц

Именно такого определения понятий запрета и ограничений (путем применения норм статей 20 и 21 ТК РФ), содержащихся в контексте ст. 16.3. КоАП РФ, придерживается ГТК РФ, раскрывший данные понятия применительно к этой статье в Методических рекомендациях.

Ограничение, установленное Правилами Приказа ГТК № 815 в виде предельно допустимой нормы перемещаемой через таможенную границу РФ физическими лицами алкогольной продукции (2 литра), не является ограничением в понимании ст. 16.3 КоАП РФ, поскольку не отвечает требованиям, предъявляемым к ограничениям ч. 1 ст. 21 ТК РФ, а является лишь ограничением действия упрощенного льготного порядка таможенного оформления.

1.2. Объект административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ

Что касается объекта административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, то в качестве него выступают общественные отношения, связанные с установленным порядком таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Одной из составляющей таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ является декларирование товаров. В соответствии со ст. 168 ТК РФ, декларированию подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, товары и транспортные средства, режим которых изменяется, а также иные товары и транспортные средства в установленных таможенным законодательством случаях. Декларирование производится путем заявления точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ч. 1 ст. 169 ТК РФ). Применительно к ст. 169 ТК РФ, сведениями, в соответствии с разъяснениями ГТК РФ, содержащимися в Методических рекомендациях, являются сведения, необходимые и достаточные для принятия таможенным органом решения о выпуске (условном выпуске) товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим.

В соответствии с ч. 2 ст. 169 ТК РФ, требования к порядку и форме декларирования, а также к сведениям, подлежащим заявлению при декларировании, устанавливаются нормативными актами ГТК РФ.

Статья 109 ТК РФ предусматривает установление упрощенного льготного порядка перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. Данный порядок определяется Правительством РФ и ГТК РФ в пределах своей компетенции. Он может включать полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов и неприменение мер экономической политики.

Данный порядок регламентирован Положением о перемещении физическими лицами товаров через таможенную границу РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 783 (далее по тексту – Положение о перемещении товаров), а также Правилами Приказа ГТК № 815.

В соответствии с п. 8 Положения о перемещении товаров, в случае ввоза товаров (в отношении которых имеются количественные ограничения) сверх установленного количества, упрощенный льготный порядок не применяется.

Согласно п. 7.2. Правил Приказа ГТК № 815, общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности, применяются в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами в случаях: … б) если количество ввозимых товаров превышает размеры, указанные в Приложении 1, - в части такого превышения.

Приложение 1 к Правилам Приказа ГТК № 815 содержит перечень товаров, которые могут быть ввезены без уплаты таможенных пошлин и налогов; в соответствии с ним допустимый размер для алкогольных напитков установлен – 2 литра.

Декларирование перемещаемых физическими лицами через таможенную границу товаров в сопровождаемом багаже, в соответствии с п. 2.3. Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК РФ № 38 от 25.01.1999 г., производится в конклюдентной форме. Конклюдентная форма это, согласно п. 1.1. данной Инструкции, форма заявления физического лица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию.

Пункт 2.4. Инструкции содержит перечень товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию; в частности, согласно подпункту р) данного пункта подлежат обязательному письменному декларированию товары, на которые, в соответствии с законодательством РФ установлены количественные (весовые) или стоимостные ограничения на перемещение через таможенную границу без уплаты таможенных платежей в упрощенном, льготном порядке, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в случае, если эти ограничения превышены.

Декларирование в письменной форме, в соответствии с п. 2.7. Инструкции, осуществляется путем заполнения таможенной декларации формы ТД-6.[4]

В соответствии с изложенным в настоящем подразделе, объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, применительно к перемещению через таможенную границу алкогольных напитков в количестве, превышающем допустимый размер для льготного упрощенного порядка перемещения через таможенную границу товаров физическими лицами не для коммерческих целей, выступают общественные отношения, связанные с вышеизложенным порядком таможенного оформления товаров.

1.3. Резолютивная часть Раздела I

Таким образом, в случае нарушения Правил Приказа ГТК № 815 в виде перемещения через таможенную границу алкогольной продукции в размере, превышающем 2 литра на 1 человека, причиняется вред общественным отношениям в сфере таможенного оформления товаров, т.е. объекту административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Раздел II. Разграничение по объективной стороне административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения – это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления, т.е. общественно-вредные действия (бездействие), направленные на объект административного правонарушения.[5]

2.1. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, заключается прежде всего в совершении активного действия, путем производства ввоза или вывоза товаров или транспортных средств при условии несоблюдения мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, либо нарушения установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами запретов и ограничений.

Данные действия должны наносить вред общественным отношениям, указанным в подразделе 1.1. настоящего юридического заключения.

Активные действия, заключающиеся в перемещении товаров через таможенную границу РФ и составляющие объективную сторону правонарушения, должны производиться в процессе осуществления лицом внешнеторговой деятельности, при условии наличия установленных законом мер по защите экономических интересов РФ и несоблюдения этих мер лицом (правонарушителем).

Данные действия могут составлять объективную сторону правонарушения в случае, если они совершены в нарушение установленных в соответствии с федеральными законами запретов и ограничений. Понятия запрета и ограничения применительно к данному составу правонарушения были подробно изложены в подразделе 1.1. настоящего юридического заключения.

2.2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, заключается в бездействии и состоит в невыполнении обязанности по декларированию (недекларирование) в установленной форме товаров и (или) транспортных средств.

Несовершение лицом действий, связанных с выполнением обязанности по декларированию в установленной форме товаров, наносит вред общественным отношениям, связанным с действующим порядком таможенного оформления товаров.

Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, хотя, в соответствии с действующим порядком таможенного оформления, должны были быть заявлены путем подачи таможенной декларации в установленной форме.

Юридически значимым фактом для квалификации нарушений таможенных правил является не сам факт наличия у лица надлежаще заполненной таможенной декларации, а факт ее подачи в установленном порядке таможенным органам. При этом в декларации не подлежат обязательному указанию сведения о товарах, не подлежащих обязательному письменному декларированию.[6]

Порядок таможенного оформления товаров, превышающих допустимый законодательством количественный предел для их перемещения в упрощенном льготном порядке, изложен в подразделе 1.2. настоящего юридического заключения.

2.3. Резолютивная часть Раздела II

Перемещение через таможенную границу физическим лицом не для коммерческих целей товаров, в отношении которых установлен допустимый количественный предел для их перемещения в упрощенном льготном порядке, при несоблюдении установленной действующим законодательством формы декларирования, составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, т.е. недекларирование товаров, подлежащих декларированию, выражающуюся в форме бездействия.

Резолютивная часть юридического заключения

Перемещение через таможенную границу физическим лицом не для коммерческих целей товаров с превышением установленного действующим законодательством предельно допустимого количественного размера для применения упрощенного льготного порядка, предусмотренного ст. 109 ТК РФ (алкогольных напитков в размере, свыше 2-х литров) содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, т.е. недекларирования товаров.

Владимир Леонидович Ардашев

07 апреля 2003 г.


[1] Вопрос об административной ответственности за совершение данных действий (бездействия) будет рассматриваться в настоящем исследовании применительно к товарам, являющимся алкогольной продукцией, предельный допустимый размер для льготного упрощенного порядка перемещения через таможенную границу РФ составляет 2 литра на 1 человека.

[2] Такого понимания объекта административного правонарушения придерживается ряд ученых – специалистов в области административного права РФ, в частности см.: Бахрах Д.Н. Административное право. М.: изд-во БЕК. 1996. С. 288; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М: Зерцало. 1998 С. 276; Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М.: Юристъ. 1996. С. 179; Овсянко Д.М. Административное право. М. Юристъ. 2000. С. 150 и др.

[3] в качестве примера такого рода ограничений могут служить ограничения, установленные Распоряжением Президента РФ от 23.07.1993 г. № 516-рп «О мерах, связанных с выполнением резолюции Совета Безопасности ООН № 820 от 17.04.1993 г.» (Данные ограничения были отменены Указом Президента РФ от 16.11.1996 г.)

[4] данная аббревиатура таможенной декларации установлена п. 2 Приказа ГТК № 414 от 08.07.1999 г.

[5] См. источники, указанные в сноске № 2 настоящего юридического заключения.

[6] См. Методические рекомендации



Наверх
Афоризмы

Люди не могут дать силу праву и дали силе право.

Блез Паскаль
Дизайн: Наталия Ермакова

 
Адрес: Россия, 620219, Екатеринбург,ул.Мамина-Сибиряка, 85-309.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 350-93-27, 350-93-55,
E-mail:info@ardashev.ru

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»