Налоговые споры: кто виноват и что делать?
Традиционный для России вопрос, не правда ли? К сожалению, наш собственный годами накопленный опыт показывает, что в ситуации конфликта с налоговыми или правоохранительными органами в первую очередь отыскиваются именно виноватые.
Вместо концентрации усилий на внешней опасности в организациях разгорается внутренний пожар, подогреваемый внутренними противоречиями между причастными подразделениями или заинтересованными должностными лицами.
Между тем, неуменьшающееся количество налоговых споров, их специфика и современные тенденции государственной налоговой политики очевидно свидетельствуют: основой безопасности в названной сфере является единственный критерий – мастерство, умение прочувствовать бизнес и профессиональное чутье тех людей, непосредственно задействованных в решении налоговых проблем предприятия. Людей, лишенных необходимости участия во внутренних интригах и политических играх организации.
Судите сами: дела о «необоснованной налоговой выгоде» представляют собой судебные экономические расследования. А потому от защитников требуется не столько знание налогового права (что несомненно важно для адекватной трансляции позиции налоговому органу и суду), сколько превосходное понимание сути защищаемого бизнеса, его особенностей и умение увязать те или иные действия налогоплательщика с результатами хозяйственной деятельности, нашедшими отражение в первичных документах и отчетности.
Более того, наша практика показывает, что более чем в 25% ситуаций погасить налоговый спор можно уже на этапе его урегулирования в налоговом органе. И мы убеждены, что предвзятое отношение налогоплательщиков к досудебному урегулированию и уверенность в его бесперспективности обусловлены лишь низким профессионализмом лиц, взявшихся за защиту.
Согласитесь, обычный юрист с этим вряд ли справится…
Именно в этой связи команда Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – это эксперты не только в сфере управления налоговыми рисками, но и в экономическом анализе, организационном развитии, управлении бизнес-процессами и налоговом проектировании. Это высокого уровня специалисты, получившие юридическое, экономическое образование, а также профессиональные управленцы.
Налоговая безопасность: уровни защиты
Разумеется, что любой пожар и его последствия легче и дешевле предотвратить, чем вызывать огнеборцев.
Не надо подставляться под удар, необходимо уметь уклоняться и предотвращать его! Таким образом, каждый согласится, что налоговое планирование должно быть продуманным, профессиональным и комплексным.
Итак, какие возможны варианты?
В первую очередь, необходимо отметить профессиональную помощь по принципу «здесь и сейчас». И в этом смысле есть возможность предотвратить большую часть «головных болей» главных бухгалтеров и финансовых директоров. Системно-комплексный анализ (не путать с традиционным аудитом) финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, нашедшей свое отражение в договорах, актах, отчетах, накладных и т.д. позволяет обеспечить тактическое превосходство в будущих налоговых проверках.
Понятным и разумным представляется стремление бизнеса отказаться от многолетней «иглы» оптимизации, на которую «подсели» все или почти все. Как минимум, потому что использование «схем» это отличный инструмент в руках конкурентов, как максимум – выход из тени принципиален в сегодняшних условиях для обеспечения роста бизнеса: на старом фундаменте небоскреб не построить. Понятным видится и желание «постепенности» перехода на законные модели организации бизнеса, в первую очередь, ввиду жестких конкурентных условий. И здесь, на наш взгляд, без разработки модели налоговой безопасности на основе группы компаний и ее постепенного, вдумчивого и тщательного внедрения не обойтись.
В принципе, перестройка бизнеса в целях налоговой безопасности является отличным поводом для упорядочивания его в целом.
Ни для кого не секрет, что российский бизнес развивался хаотично, вслед за одним успешным проектом брались за следующий, зачастую ни как не связанный с предыдущим. Со временем бизнес начинает напоминать слоеный пирог. При этом теряется его целостность и прозрачность, бизнес перестает быть управляемым. Добавим к этому неповоротливое российское корпоративное законодательство, отсутствие надежных безналоговых механизмов рефинансирования из одного проекта в другой и постоянную угрозу утраты контроля над имуществом. В такой мутной воде появляются условия и для злоупотреблений со стороны менеджеров всех уровней.
Таким образом, для тех, кому нужен рывок в развитии, подойдет масштабное структурирование бизнеса, с комплексным охватом и учетом специфики текущей ситуации в бизнесе и налогового климата.