Налоговая драматургия.

Статья опубликована в журнале «Екатеринбург. Европа – Азия» (издательский дом «Стольник»). №5-6 (62), июнь-июль 2009-07-10
10.07.2009
Автор:

 НАЛОГОВАЯ ДРАМАТУРГИЯ

Налоговая безопасность бизнеса в условиях налоговой экономической реальности оказалась под угрозой


Ярослав Савин,  руководитель Центра
структурирования бизнеса и налоговой безопасности
Консалтинговой группы «Ардашев и партнеры»

Вопросы налоговых последствий хозяйственной деятельности всегда были болезненными для бизнеса, особенно для малого и среднего, а учитывая российскую специфику его организации, еще и самыми интимными. Однако чтобы далее продолжать тему налоговой безопасности на фоне последних тенденций в налоговой политике, сразу оговорюсь: это вопросы не столько юридические, сколько управленческие и экономические. А сами по себе тенденции нагляднее всего представляются в виде драмы в трех действиях.

Действие первое. Формальности

События последних 9 месяцев, похоже, не дали российскому бизнесу новой жизни, несмотря на антикризисные меры руководства страны. Хотя, действительно, принятые за указанный отрезок времени поправки в налоговое законодательство занимают 15 страниц текста 9-ым шрифтом. Их десятки.
Изменения, в основном, касаются двух моментов. Первый - это уточнения технического характера в процедуры налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности (в части последнего ужесточены меры по отношению к банкам и ликвидированы некоторые пробелы, позволявшие банкам не исполнять решения налоговых органов о взыскании сумм налогов). Второй – это «подстроечные» нормы в части отдельных налогов, учитывающие объективно сложившуюся судебную практику и в некоторой части реагирующие на изменившуюся экономическую действительность: например, увеличена норма отнесения на расходы процентов по долговым обязательствам до 1,5 ставок рефинансирования ЦБ РФ). Последние,  благодаря тонкой настройке хозяйственной деятельности, помогут крупному и специфическому бизнесу снизить размер налоговых отчислений– скажется эффект масштаба.
Однако чуда не произошло. Самые заметные из нововведений - рассрочка на уплату НДС (на фоне увеличенного до «квартала» налогового периода – очень приятное изменение), снятие необходимости перечислять НДС отдельным поручением при взаимозачетах. Кроме того, введена ставка 20% по налогу на прибыль, увеличен размер амортизационной премии для некоторых основных средств, исключен понижающий коэффициент амортизации для автомобилей стоимостью свыше 600 тысяч рублей.
Думаю, представителям малого бизнеса, применяющего в основном упрощенную систему налогообложения, будет интересно, что теперь установлена возможность для субъектов федерации уменьшить ставку по УСН (на объекте «доходы минус расходы») до 5%, а субъектам малого бизнеса менять объект налогообложения ежегодно. Полученный убыток от деятельность можно списывать весь, а не 30%, как было ранее; декларацию теперь надо сдавать только 1 раз в год.
Самый существенный подарок «упрощенцам» сделал Высший арбитражный суд, своим постановлением давший «зеленый свет» последовательному применению индексов-дефляторов при расчете предельного размера выручки при УСН, что увеличило его до 58 млн рублей в год.
С другой стороны, самый больной вопрос – НДС – так и остался не тронутым. От идеи снижения ставки налога вроде и не отказываются, но обсуждение этого вопроса далее не продвигается. Впрочем, и возможность снижения ставки по УСН до 5% для предпринимателей Свердловской области остается лишь умозрительной возможностью: соответствующий закон в Свердловской области так и не принят. В лучшем случае она светит представителям аграрного сектора и деревообрабатывающей промышленности. Напомню, что возможностью снизить ставку воспользовались почти два десятка регионов, включая наших соседей, что конкурентоспособности нашим предпринимателям явно не добавляет. А вот уже произошедшее снижение ставки налога на прибыль до 20% волнует далеко не каждого. Значительная часть предприятий показали убытки за 2008 год и планируют их в 2009-ом.
Итак, действие первое заканчивается. Налоговых каникул для российского бизнеса не будет.

Действие второе. Возьмем сами

Теперь давайте оглядимся: чем занят бизнес в эти последние 9 месяцев?
Согласно исследованию международной организации «Грант Торнтон Интернешнл», проведенному среди средних предпринимателей 36 стран мира, самым популярным инструментом для повышения прибыльности в условиях кризиса является «инновация в продукцию». Обращаю внимание, что речь идет об уже опробованных, то есть уже давших результат разработках.
Что же касается России, то картина здесь иная. Так, в Москве самым популярным инструментом стала «новая система управления», в Санкт-Петербурге – «инновации», в Нижнем Новгороде – «повышение производительности», а в Екатеринбурге - … «ценовая политика», т.е. скидки, распродажи и специальные предложения. Не густо и без фантазии. Как признаются екатеринбургские клиенты, «…учитывая настроения местного рынка, приходится делать скидки и до, и в процессе, и после переговоров».
Кроме того, не будем забывать и о фоне «ценовых игр» - о закредитованности бизнеса (доля кредитов в активах составляет до 80-90%, а оборотные средства и вовсе у каждого пятого полностью кредитные) и цене тех самых кредитов (24% годовых и выше).
В таких условиях очевидными решениями, обеспечивающими возможность снижения цен, бизнесменам видятся сокращение расходов на персонал и снижение налоговой нагрузки. Причем последнее – до неприличного (с позиции государства) уровня. Многие предприниматели, пытаясь выжить в таких непростых условиях, вынимают главный и отчасти уже позабытый козырь российского бизнеса – «фирмы - однодневки», разбавленные «липовым» аутсорсингом. Этот путь кажется бизнесу тем заманчивее, чем более последний уверует, что все потом можно «списать» на кризис: и резкое падение фонда оплаты труда, и нетипичные цены, и банкротство (порой преднамеренное).
Мы разделяем ваше желание предпринять хоть какие-то меры по снижению НДС и ЕСН. Более того, мы действительно используем кризис как основание к проводимым реорганизационным мероприятиям, имеющим целью среди прочего и налоговую оптимизацию. Однако это тонкая работа, а не слепое копирование давно всем известных, а значит и подозрительных, инструментов и схем.
Впрочем, справедливости ради отмечу, что часть крупного и среднего бизнеса, уже попадавшаяся на эту удочку, действует более аккуратно, предлагая консультантам увязать реальные мероприятия экономического характера, совершенствование системы управления и налоговую оптимизацию. С этого момента стоит начать действие третье.

Действие третье. Концептуальное

Вернемся к налоговой политике, которая, как известно, изменениями в законе не ограничивается. Чтобы продолжить разговор о том, что ждет бизнес в течение 2009 года, приведу всего две цифры.
Во-первых, дефицит бюджета открыто прогнозируется на уровне 7% ВВП. Показатель не катастрофический, но жутковатый. Во-вторых, сам ВВП обещает отрицательный рост в размере 9%.
О чем это свидетельствует - догадаться не сложно. Первая цифра указывает на то, что денег на различные «антикризисные» меры социальной направленности сейчас уже не хватает. Вторая – что экономика страны, играя по старым правилам, эти средства в ближайшем будущем не сгенерирует.
Выход очевиден – государству будут необходимы дополнительные налоговые поступления.
И мы с вами становимся свидетелями различных попыток их увеличения. Я имею в виду, мягко скажем, странные предложения по введению налога на недвижимость, для которого не было условий в течение 10 лет, а теперь они вдруг образовались. Появились  проект налога на финансовые операции в размере 0,5% с каждого перечисления, отказ от ускоренного возмещения НДС и возврат к трехмесячному сроку, а также увеличение срока для взыскания налогов с одного года до трех.
Но это все – лишь видимые меры, а ведь есть и подводная часть айсберга. Сам налоговый контроль. Если еще в конце 2008 года прошло негласное указание «не трогать спецрежимников», то уже ко второму кварталу 2009 года от этой идеи отказались. За последнее время резко возросла доля отказов по возмещению НДС. Стремительно увеличивается количество решений налоговых органов, содержащих констатацию «извлечения необоснованной налоговой выгоды». При этом с уверенностью могу сказать, что налоговые органы «цепляют» те факты, на которые ранее внимания не обращали. Да и подготовка материалов проверок и их глубина заметно улучшаются.
Иными словами, многое прямо или косвенно указывает на стабильное ужесточение налогового контроля. Это такой же факт, как то обстоятельство, что солнце встает на востоке. И с этим придется как-то жить.





© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс